Жанры в иранской музыке

  Национальная музыка. В современном иранском музыкальном искусстве из всех произведений можно выделить две группы: музыка дастгахи и национальная народная музыка.

      Музыка дастгахи - это прекрасный представитель истинной иранской музыки, который на протяжении всей истории существования пользовался особым уважением со стороны музыкантов всех слоев и групп. Эту музыку некоторые из преподавателей Ирана называют также классической. Она обычно преподается в университетах, музыкальных училищах и частных классах преподавателей. Исполнение национальной народной музыки осуществляется довольно простым способом. В составе народных оркестров можно отметить присутствие таких инструментов, как тар, сетар, най, рубаб, каманче, ганун, танбак, бубен, скрипка, пианино, флейта и кларнет. Использование в оркестре этих зарубежных инструментов придает всей композиции особую колоритность, хотя часто особой роли они в исполнении произведений не играют.

   Национальной музыке Ирана присущ такой тип, как «ширин навози», или «легкая музыка». Она может исполняться как сольным, так и оркестровым путем и обычно представляет собой импровизацию. Исполняемые отрывки включают увертюру, четыре медиатора (плектра), фиоритуры, тесниф, тароне и завершение. Некоторые из них традиционны, некоторые же исполняются экспромтом.

   Вторым типом народной музыки является «тесниф и тароне». Эта музыка может исполняться как оркестром, так и сольно при помощи традиционных и нетрадиционных (неиранских) инструментов. Главной задачей такой музыки является умение передать красоту и колоритность иранской музыки и поэтому композиторы и исполнители обычно не придают большого значения сохранению оригинальности народной музыки. Иранские музыканты и композиторы стараются придерживаться основ исконной народной музыки и сохранить её в полной своей красоте и первозданности, но так же используют современные технологии и все мировые достижения в области музыки. Также в этом жанре с легкостью можно обнаружить мотивы легкой популярной музыки, а так же турецкой, индийской, арабской, испанской и американской.

    Музыка смешанных жанров. Этот музыкальный жанр является сочетанием иранской музыки, фольклорной музыки, музыки дастгахи и мировой классической музыки. Ее нельзя назвать похожей на национальную музыку, что, однако, могло бы показаться с первого раза. В этом жанре иранская музыка находится в тесной связи с мировой классической музыкой. Можно сказать, что с одной стороны она повышает уровень самой иранской музыки, а с другой - прославляет иранскую музыку на мировом уровне.

    Музыка различных районов Ирана (местная музыка). Такой жанр музыки, распространенный только в пределах отдельных жилых районов, существует во всех развитых культурах наряду с другой, общепринятой музыкальной традицией. Обычно такую музыку в Иране называют «махали», то есть «местная». Она имеет свои собственные особенности и не только представляет собой художественную ценность, но также играет важную роль в повседневной жизни общества. Музыка регионов различается по таким признакам, как инструменты, манера исполнения, размер и ритм, сочетание слов и музыки. Самой непохожей на исконно иранскую национальную музыку считается Белуджская музыка. В отличие от музыки дастгохи и музыки других районов Ирана она имеет более выраженные паузы.
В музыке города Бушер переплетено множество ритмов, а так же ощущается влияние национальной иранской музыки и африканских мелодий.

    Религиозная музыка. Этот жанр музыки обычно исполняется на религиозных праздниках, таких как, например, дни памяти мученической смерти имамов, святых и великих религиозных деятелей. Среди некоторых из видов религиозной музыки особое место занимает музыка «тазийе». Она объединяет в себе все другие церемонии оплакивания. Однако не всегда такая музыка может быть траурной и печальной, иногда по смыслу тазийе бывает даже веселым и смешным. Обычно исполнение этой музыки идет параллельно драматическому представлению. Музыка и драма в тазийе настолько переплетены, что, убрав то или другое, мы можем сильно затруднить его понимание. Благодаря такой манере исполнения этот музыкальный жанр также получил название «трагической оперы». В тазийе существует большое количество ритмов, исполняемых группой ударных инструментов, которые вступают в нужное время. Например, бой барабанов, объявляющих войну, траур, победу, радостное известие, отступление, поражение, печальное известие и многое другое.  Для исполнения тазийе в основном используются такие инструменты, как различные барабаны, тарелки, бубен, кларнет, труба, литавры, зурна, карнай.