Ювелирное искусство Ирана

  Раннеисламское ювелирное искусство не так быстро реагировавшее на новые веяния моды, еще долго сохраняло влияния сасанидских и византийских традиций - вплоть до IX-X вв. В период Средневековья выделяются два больших региона, с которыми связано изготовление ювелирных украшений: Египет и Сирия времен правления Фатимидов (X-XI века) – и Иран и Анатолия эпохи Великих Сельджуков (XI – начало XIVв.). Несмотря на удаленность этих регионов друг от друга, предметы ювелирного искусства, изготовленные там, имеют много общего. Например, зернь или филигрань (иногда сквозная), наиболее распространенные в Египте и Сирии техники, широко применялись и в древнем Иране, причем даже в течении более длительного времени.

   Анималистические мотивы, столь характерные для иранского ювелирного искусства, встречаются в ювелирных украшениях Сирии и Египта периода Фатимидов. Однако, работавшие в Египте и Сирии мастера, в отличии от персидских ремесленников, продолжали византийскую традицию использования цветной эмали или расплавленной стеклянной пасты для заполнения промежутков между перегородками филиграни.

   Ювелирные изделия несут в себе силу символических орнаментов, магическую тайну металлов и драгоценных камней, эстетическое наслаждение, сакральную информацию из древних времен.

  Первоначально украшение наделяли магическими свойствами, поэтому оно приобретало большое значение для того, кто его носил, - он обращался к нему в своей жизни постоянно. Украшение рассматривалось, как предмет, имевший  охранительную силу. Считалось, что сама форма определяла магическую силу украшения. Предметы-символы, например, украшения в виде фруктов, обеспечивали их обладателю покровительство солнца как источника жизни или связь с силами плодородия. Это слияние посредством магии с силами вселенной должно было защищать человека от любых явлений или действий, представляющих угрозу его существованию.

  Круглые подвески напоминают о солнечном культе, перстни с печатями – об особом статусе их обладателей, изображения животных и растительных орнаментов связаны с плодородием, символами Рода, Верхнего и Нижнего миров — отголосками доисламских шаманских верований.    Современные ювелиры часто используют старинные мотивы в своих изделиях, подтверждая поговорку, что новое - хорошо забытое старое. Ученицы нашей школы тоже осваивают это искусство, изготавливая бижутерию с использованием мотивов иранского ювелирного мастерства.